ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ
Девять чинов ангельских — в христианской ангелологии ступени иерархии ангельских существ, сил безплотных.
Иерархия ангелов предложена в пятом столетии псевдо-Дионисием Ареопагитом в труде «О небесной иерархии» и отражала стремление к порядку как на божественном, так и на социальном уровнях. По мере приближённости к Богу ангельские ранги расположены: шестикрылый серафим (красный) и херувим (голубой), ангелы начальства, ангелы власти, ангелы господства, ангелы силы, ангелы престольные, архангелы.
По учению Св. Дионисия Ареопагита (вторая половина I в.) девять чинов ангельских образованы тремя триадами. Они перечисляются сверху вниз в следующем порядке:
· первая триада — серафимы, херувимы, престолы. Характеризуются непосредственной близостью к Богу. Триаду составляют Силы небесные, их изображают окружающими Христа Вседержителя (Спаса в Силах). Пророк Исайя, составивший словесный портрет «пламенеющих» серафимов, изобразил их как шестикрылые человекоподобные существа, а пророку Иезекиилю в видении предстали четырёхликие и четырёхкрылые (с головой человека, льва, быка и орла) херувимы. С огненными мечами в руках херувимы несли охрану Древа Жизни в садах Эдема.
· вторая триада особенно полно отражает принцип Божественного мировладычества — господства, силы, власти.
· третья триада — начала, архангелы, ангелы. Эта триада характеризуется непосредственной близостью к миру и человеку. См. также Архангел.
В иконописи наиболее разработана и распространена иконография Херувимов и Серафимов (с шестью крыльями, обрамляющими лик), Престолов (круги многоочитые с крыльями), а также Архангелов и Ангелов (человекоподобные существа с крыльями, в хитонах и соответствующих облачениях).
См. Ангел