27 июня 1766 год
27 июня 1766 г. – на Дворцовой площади в «нарочно построенном» деревянном амфитеатре дана «карусель» – конная игра в подражание средневековым рыцарским турнирам. Карусель состояла из четырёх конных кадрилей (отрядов): славянской, римской, индийской и турецкой. «Дамы на колесницах, а кавалеры на прекрасных конях показывали свое проворство метанием дротиков и стрельбою в цель из пистолетов» (из записок Г.Р. Державина). Карусель повторена в июле. В 1768 г. амфитеатр перенесён на площадь, получившую имя Карусельной (ныне Театральная). Однако лето 1765 г. выдалось ненастным, и проведение карусели пришлось перенести на следующий год. Итальянец Казанова, побывавший в то лето в России, но не дождавшийся проведения карусели, писал впоследствии: «Четыре кадрили, по сотне всадников в каждой, должны были преломлять копья за награды великой ценности. Всю империю оповестили о великолепном празднестве. Князи, графы, бароны начали уже съезжаться из самых дальних городов, взяв лучших коней. Погожий день без дождя, ветра или нависших туч – редкое для Петербурга явление. В Италии мы ждём всегда хорошей погоды, в России – дурной. За весь 1765 г. в России не выдалось ни одного погожего дня. Подмостки укрыли, и праздник состоялся на следующий год. Витязи провели зиму в Петербурге, а у кого на то денег недостало, воротился домой». В 1766 г. погода благоприятствовала проведению карусели, и 16 июня (по старому стилю) петербуржцы стали стекаться на Дворцовую площадь. Для зрителей подготовлены специальные билеты, но они раздавались безплатно вне зависимости от сословной принадлежности, лишь бы человек был прилично одет. По сторонам от императорской ложи расположились ложи для «болельщиков» кадрилей, оформленные в соответствующих национальных стилях. Состав участников практически не изменился, только императрица уступила руководство своей кадрилью графу И.П. Салтыкову. Судить состязание поручили генерал-фельдмаршалу Б.К. Миниху. Для участников кадрилей недалеко от Дворцовой площади развернуты палаточные городки, где можно переодеться и подготовиться к состязанию. Сигналом к началу состязаний стал выстрел трёх адмиралтейских пушек. Уже само движение кадрилей к Дворцовой площади превратилось в красочное зрелище, собравшее вдоль улиц большую толпу людей, которые не смогли попасть на трибуны. В амфитеатре кадрили разместились перед ложами своих «болельщиков». Соревнования начали дамы, которые с колесниц стреляли в цель из луков и метали дротики. В те времена даже в высшем свете дамы прекрасно умели владеть оружием, что и продемонстрировали. Самой меткой оказалась дочь графа П.Г. Чернышёва – Наталья (заочно вы с ней знакомы – она выйдет замуж за Голицына и станет прототипом пушкинской Пиковой дамы). За первое место ей вручено бриллиантовое украшение. Второе место заняла графиня А.В. Панина, получившая из рук императрицы табакерку с бриллиантами. За третье место графине Е.А. Бутурлиной достался бриллиантовый перстень. Менее ценными призами отмечены возницы победительниц: барон И.Е. Ферзен, А.Н. Щепотьев и граф Д.М. Матюшкин. Самым захватывающим стало выступление мужчин, которые на скаку стреляли в цель, рубили головы манекенам, бросали копья, демонстрировали искусство наездников. Первое место судьи отдали И.А. Шаховскому, которому императрица вручила бриллиантовую пуговицу и петлицу на шляпу. Вторым стал В.М. Ребиндер, получивший трость с бриллиантовым набалдашником. За третье место граф Штейнбек получил бриллиантовый перстень. Карусель произвела громадное впечатление и на зрителей, и на императрицу. В июле провели второй этап соревнований, содержание которых практически не изменилось. Среди дам первой снова стала Чернышёва. А среди мужчин пришлось проводить дополнительные соревнования, так как претенденты на первое место братья Григорий и Алексей Орловы набрали, по мнению судей, равное число баллов. На повторном соревновании Григорий смог опередить брата, и ему вручили золотой лавровый венок. За прекрасную подготовку и поведение карусели богатые подарки получили все её организаторы. В дальнейшем подобные карусели устраивались неоднократно, причем не только в Петербурге, но и в Москве. При Павле I карусели проходили в Гатчине, где построен стационарный амфитеатр с дерновыми скамьями. Оставшиеся от него валы и ныне можно увидеть в гатчинском парке. Красочные рыцарские карусели давно ушли в прошлое. Но, катая детей в парке на привычной нам карусели, вспоминайте, что когда-то она была не аттракционом, а красочным соревнованием, на котором российское дворянство демонстрировало свою удаль.