Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

17 июня 1934 год

Выполнен первый испытательный полёт самолёта «Максим Горький»

17 июня 1934 г. – выполнен первый испытательный полёт крупнейшего на тот период самолёта АНТ-20 («Максим Горький») продолжительностью 35 минут. В этот день лётчик-испытатель М.М. Громов совершил первый полёт на самолетё-гиганте, а через два дня, 19 июня 1934 г., он провёл его над Красной площадью во время встречи героев челюскинской эпопеи. Идея создания самолёта-гиганта родилась в октябре 1932 г. в связи с 40-летним юбилеем литературной и общественной деятельности Алексея Максимовича Горького. Самолёт должен стать флагманом специальной эскадрильи самолётов, предназначенных для проведения агитационных мероприятий. По инициативе известного журналиста Михаила Кольцова организован сбор средств на постройку самолёта. За очень короткое время собрано 6 млн рублей. Для руководства проектированием и постройкой самолёта образован Всесоюзный комитет, из состава которого выделен Технический совет для разработки технических требований к самолёту. Возглавить проект доверили авиаконструктору Андрею Туполеву. К работе привлечены Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) и другие институты, всего до ста учреждений и предприятий Разработка проекта и постройка самолёта поручены ЦАГИ. В Конструкторском бюро Туполева к этому времени созданы тяжёлые цельнометаллические самолёты-монопланы, такие как бомбардировщики ТБ 3 (АНТ 6) и ТБ-4 (АНТ-16). Новый самолёт создавался как развитие шестимоторного бомбардировщика ТБ-4 -огромной, но слишком тихоходной для военного применения машины. В отличие от ТБ-4 новый самолёт должен нести на 1 500 кг большую полезную нагрузку и эксплуатироваться с относительно небольших аэродромов, длина разбега его при взлете должна была составлять всего 300-400 м (вместо 800 м у ТБ-4). В январе 1933 г. утверждены Типовые технические требования (ТТТ), в апреле рассмотрен эскизный проект самолёта. В проекте предусматривалась возможность использования самолета в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбовоза, он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти. Самолёт создан в очень короткий срок. Постройка самолёта началась 4 июля 1933 г. на Воронежском авиационном заводе, а уже в начале апреля 1934 г. самолёт по частям перевезли на Центральный аэродром в Москве, где началась сборка и отладка машины. Как и все машины тех лет, самолёт разбирался на части, что позволяло перевозить их по железной дороге. 24 апреля 1934 г. специальная правительственная комиссия признала самолёт годным к полётам. Самолёт назвали «Максим Горький». Самолёт стал настоящим гигантом своего времени. Длина фюзеляжа составляла 32,5 м, ширина – 3,5 м, высота – 2,5 м; размах крыла – 63 м, площадь крыла – 486 кв. м. Отношение длины крыла к его средней ширине составляло 8:2. Такими несущими поверхностями не обладала ещё ни одна тяжёлая машина. Для самолёта сделаны специальные колеса для шасси диаметром 2 м и шириной 0,45 м., хвостовое колесо имело диаметр 0,9 м и толщину 0,2 м. Фюзеляж имел прямоугольное сечение. Силовая установка самолёта состояла из 8 двигателей М 34ФРИ по 900 л.с., шесть из которых устанавливались в крыльях (по три с каждой стороны), а два – в тандемной установке над фюзеляжем, с пропеллерами вперёд и назад. Винты двигателей были деревянные диаметром 4 м. Запас мощности позволял продолжать полёт при остановке двух моторов. Топливные баки расположены в консолях крыла. Запуск двигателей осуществлялся сжатым воздухом. Самолёт выполнен из дюралюминия и имел гофрированную (волнистую) обшивку. Для посадки в самолёт впервые в авиационной практике применен встроенный трап в нижней части фюзеляжа, который в убранном положении становился частью пола. Пилотажно-навигационное оборудование самолёта обезпечивало его эксплуатацию днём и ночью, в т.ч. ночные посадки на неподготовленной местности. Впервые в отечественной практике на самолёте установлен автопилот. Управление двойное (дублированное). Огромные размеры самолёта позволяли разместить пассажиров не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла, толщиной свыше двух метров. В крыльях сделан ряд кабин-купе объёмом примерно 2х2х2 м с окнами в потолке и частично в полу. Экипаж через проходы в крыле имел возможность подойти к двигателям для исправления возможных неисправностей в полёте. Для облегчения управления стабилизатор мог поворачиваться с помощью мощных электромеханизмов. Кроме того, все рули снабжались серворулями, снижавшими усилия на штурвале. Самолёт имел автоматическую телефонную станцию на 16 номеров для связи между служебными помещениями, пневматическую почту, позволяющую командиру обмениваться записками с радистом и находящимися на борту журналистами-агитаторами. Также на борту самолёта находилось разнообразное оборудование для осуществления агитации: мощный громкоговоритель радиостанции «Голос с неба», ещё несколько радиостанций, в т.ч. с дальностью передачи 2 тысячи км, фотолаборатория, киноустановка для показа пропагандистских фильмов прямо на аэродроме (вначале планировалось проецировать изображение в полёте на облака, используя их как гигантский экран, но эта затея оказалась технически неосуществимой), помещение для типографии, способной во время полёта за час напечатать 10 тысяч иллюстрированных листовок. Для работы всего этого оборудования на борту установили электростанцию, вырабатывающую постоянный и переменный ток (впервые на отечественном самолете применена система трёхфазного переменного тока напряжением 127 В и частотой 50 Гц). Вошедший по трапу в самолёт попадал как бы в переднюю, откуда шли двери и коридоры в кабины и отсеки, помещавшиеся в центроплане и в фюзеляже. В пассажирских отсеках были ковры, просторные кресла, занавески на окнах, столики с настольными лампами. Имелись также спальные каюты, электрифицированный буфет с горячими и холодными закусками, склад для провизии, библиотека, багажное отделение, умывальники и туалеты. Общая площадь «жилых помещений» достигала 100 кв. м. Масса пустого самолёта составляла 28,5 т, нормальная взлетная масса – 42 т. Максимальная скорость у земли – 260 км/ч, практический потолок – 7 500 м (по другим источникам 4 500 м), максимальная дальность полёта – 1 000 км. Экипаж самолёта состоял из 20 человек с персоналом. АНТ-20 мог перевезти 60 пассажиров. 17 июня 1934 г. лётчик-испытатель Михаил Громов поднял самолет «Максим Горький» в первый полёт. Он продолжался 35 минут и проходил на высоте 500 м. Летчик отметил простоту и лёгкость управления громадным самолётом. Второй полёт состоялся 19 июня. «Максим Горький», эскортируемый двумя истребителями И-4, пролетел над Красной площадью, приветствуя вернувшихся челюскинцев. 1934 г. лётчики Громов и Журов на этом самолёте установили два мировых рекорда, подняв груз массой 10 т и 15 т на высоту 5000 м. После заводских испытаний 18 августа АНТ-20 передан в агитэскадрилью им. Горького в качестве её флагманского самолёта. До мая 1935 года самолёт успешно эксплуатировался по своему основному назначению агитсамолёта. Весной 1935 г. в качестве пассажира на борту «Максима Горького» летал писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери, посетивший Москву в составе французской военной делегации. 1 мая 1935 г. «Максим Горький» вновь пролетел над Красной площадью. 18 мая 1935г. руководство ЦАГИ решило покатать над Москвой людей, отличившихся при постройке «Максима Горького». В первый полёт взяли 38 человек, в т.ч. 7 детей сотрудников завода ЦАГИ и членов их семей. Пилотировать самолёт поручили опытным лётчикам: испытателю из ЦАНИ Николаю Журову и пилоту агитэскадрильи Ивану Михееву. Кроме них, на борту находилось ещё девять членов экипажа. В этом полёте самолёт «Максим Горький» сопровождали тренировочный самолёт ЦАГИ (истребитель И-5) под управлением лётчика Николая Благина и двухместный самолёт Р-5 с оператором Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Александром Пуллиным на борту. Планировалась киносъёмка. Сопровождавший И-5 стал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолёта «Максим Горький» и врезался в его крыло. Из-за полученных повреждений самолёт «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе, перешёл в пике и отдельными частями упал на землю в поселке «Сокол» в районе аэродрома. Второй самолёт тоже упал на землю. Погибли 50 человек – пассажиры и экипаж «Максима Горького», а также пилот истребителя. Гибель АНТ-20 хоть и стала большим ударом для престижа советского государства, но не заставила отказаться от идеи постройки нового самолёта-великана. В мае 1935 г. Совет народных комиссаров СССР постановил: взамен погибшего «Максима Горького» построить три самолёта такого же типа и размеров – «Владимир Ленин», «Иосиф Сталин», «Максим Горький». За короткий срок собрано 68 113 267 рублей и 14 242 рубля в иностранной валюте. Это позволило Совнаркому СССР дополнить список еще 13-ю именными машинами такого же класса. В конструкцию самолёта внесли ряд улучшений: убрали тандемную установку двигателей на фюзеляже, поставив шесть новых двигателей М 34ФРНВ 1000/1200 л. с., обеспечивавших ту же мощность при меньшем лобовом сопротивлении. Фюзеляж переоборудован под размещение 64 пассажиров. Первая серийная машина, получившая обозначение ПС-124 (пассажирский самолёт завода №124), выведена на аэродром весной 1939 г. 15 мая 1939 г. самолёт впервые поднят в воздух. Затем ПС-124 перегнали в Москву, где он успешно прошёл государственные испытания и передан Аэрофлоту. В 1940-1941 гг. самолёт под маркой ПС 124 применялся как пассажирский на линии Москва-Минеральные Воды. Во время войны он использовался для перевозки грузов по среднеазиатским трассам. 14 декабря 1942 г. самолёт из-за нарушений экипажем правил летной эксплуатации потерпел катастрофу в 90 км от Ташкента. Заложенная серия АНТ-20бис остановлена, также приостановлены работы над военными вариантами АНТ-20. В те годы в СССР был маленький пассажиропоток, поэтому для гражданской авиации такой большой самолёт был не нужен. А для военных целей самолёт был слишком тихоходен, что делало его легкой добычей для средств противоздушной обороны и истребительной фронтовой авиации вероятных противников. АНТ-20 «Максим Горький», несмотря на нелепый финал, стал для своего времени самолётом-легендой, самолётом-мечтой, доказательством силы духа и воли, ума и смекалки советских граждан.