8 июня 1843 год
8 июня 1843 г. – начато строительство Николаевской железной дороги, это линия Петербург – Москва, ныне Октябрьская железная дорога. Протяжённость дороги составила 645 км. Линия строилась двухпутной, под колею шириной 1524 мм, ставшую впоследствии стандартной на русских железных дорогах. Земляные работы велись вначале на участках от Петербурга до Чудово и от Вышнего Волочка до Твери, а с 1845 г. – на всём протяжении трассы. Параллельно с земляными работами строились здания и сооружения. Укладка верхнего строения пути велась из Санкт-Петербурга и Вышнего Волочка. Рельсы и подвижной состав доставлялись в Вышний Волочёк водным путём из Петербурга. Движение на дороге открывалось частями: небольшой участок пути от станции в Петербурге до Александровского механического завода, где строили подвижной состав, открыт в 1846 г., первый участок дороги от Петербурга до Колпино открыт 7 (19) мая 1847 г., в июне 1849 г. паровое движение открыто от Колпино до Чудово, в августе того же года – от Вышнего Волочка до Твери. 1 (13) ноября 1851 г. дорогу открыли официально на всём её протяжении. Всего на строительстве выполнено около 46 млн м³ земляных работ. На линии построили 2 больших вокзала в столицах, 34 станции, 8 больших, 182 малых и средних моста, 69 труб и 19 путепроводов. Строительство Петербург-Московской железной дороги обошлось в 67 млн рублей. Для сравнения, годовой бюджет Российской империи в 1842 году составил 187 млн рублей.